КОЛЫБЕЛЬНАЯ — как ОБЕРЕГ

mama

Младенчество всегда считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому малыша, появившегося на свет,  окружали  любвью и заботой, нашедшей отражение в поэзии пестования: пестушках, потешках, песенках. Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится ребенку главным ориентиром в построении картины окружающего.

История возникновения колыбельной
Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) специальная кроватка для укачивания. А слово колыбельная произошло уже от глагола колыбать (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.
У многих народов существовал обычай: при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.

Колыбельная, как  заговор
Все  колыбельные похожи по  типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами.
Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы Словодел показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.
Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:
заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство в будущем;
знахарский заговор на здоровье, если он болен;
заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

mama

Мама убаюкивает малыша

Современные колыбельные песни утратили магию и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье. Дитя растет не от еды, а от радости, справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению баить (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Смысловой код колыбельной

Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота. Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: придет серенький волчок и укусит за бочок.

Согласно словарю В.Даля выражения в колыбельных означают:
баить рассказывать, баю баю уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким, убаюкать заговорить от сглаза и порчи.
Баюшки над младенцем именно распевались произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой. Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с простой речью. Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:

Животик. Как наш каравашек? воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. Земля на зернышке стоит, продолжала баить матушка, а небушко и корни наши на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь.

Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: хозяин в дому как медведь во бору, крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей: крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: Ой, люли-люли-люли, прилетели гули. При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом колыбельными песнями. Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности. Через колыбельную приходит понятие, что время сна свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха. Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:Почитай отца и мать,Ближних бойся осуждать.

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..
Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика
Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.

Easy Related Posts

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Свяжитесь с нами

Отправка

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?